Белорусские студенты боятся распределения
С наступлением лета у молодежи появляются новые заботы. Абитуриентам – поступать в ВУЗы, выпускникам – «косить» от распределения. Причины нежелания работы на минских заводах и школах банальны: зачастую жить на их зарплаты невозможно.
Выпускник БГУИРа Андрей поступил в свой университет, закончив с красным дипломом Минский государственный высший радиотехнический колледж. Теперь он работает на Минском заводе средств комплексной автоматизации.
– Моя первая зарплата составила 120 тысяч рублей. Сейчас получаю 180. Менее чем за год я «проел» больше полутора тысяч долларов «сверх» зарплаты. Зачем такая работа?
– А уйти оттуда в другое место ты не можешь? – спрашиваю я.
– А как? Мою учебу оценили в более чем 20 миллионов рублей. Если уходить, то эту сумму придется выплачивать мне. А где я их возьму? Мой другой работодатель тоже не отдаст столько денег, чтобы видеть меня в числе своих сотрудников.
– Так «повезло» только тебе или с другими вашими выпускниками ситуация похожая?
– Где-то чуть лучше, где-то – еще хуже. Вместе со мной работает еще один паренек из БГУИРа. Зарабатывает то же самое.
Таких, как Андрей, в Беларуси предостаточно. Меж тем, по данным журнала «Дело», в среднем по стране год обучения студента ВУЗа обходится государству в $1238 (без учета стипендии). И терять специалистов, разбежавшихся по заграницам и частным компаниям, держава не желает. Глава государства на Третьем Всебелорусском собрании вектор госполитики прокомментировал безапелляционно: «Государство платит за обучение специалистов, и хозяин этих специалистов – государство».
Ранее, в день студента, тогда еще кандидат в президенты Александр Милинкевич на встрече, организованной ресурсом studenty.by, назвал такую политику «загоном в рабство»: «Прымусовае накіраваньне на працу трэба адмяніць, каб было, як ва ўсіх цывілізаваных краінах. Каб маладому спэцыялісту захацелася паехаць працаваць на вёску, трэба паляпшаць умовы, падвышаць заробак і даваць прыстойнае жыльлё. Знайсьці працу – гэта праблема дзяржавы, а не выпускніка ВНУ. На тое яна і дзяржава – раз сабрала грошы ў выглядзе падаткаў, няхай цяпер думае, як зрабіць так, каб людзі захацелі паехаць у рэгіёны. Я ведаю, што гэта нялёгка. Вырашыць гэтую праблему патрэбна. Але не прымусам! Як і кантрактную сыстэму, прымусовае разьмеркаваньне трэба адмяніць – жорстка, адным указам».
И студенты поддерживают: «Государство не имеет на это никакого права. Мои родители, как и родители студентов-платников, и даже тех, кто студентами не является, платят за нашу учебу налогами. А распределение, это – наша вторая дань за диплом!» — негодует Ольга, выпускница БГУ.
Тем не менее, отступаться от выбранной политики государство не намерено. Более того, идет на ужесточение мер наказания. Так, если раньше «откосить» было достаточно просто: выпускники два года «не высовались», официально оставаясь безработными, а потом преспокойно шли оформляться на нужную им работу – то в будущем все обещает быть несколько по-другому. 4 мая Палата представителей приняла поправки к закону «Об образовании», согласно которому студенты сами будут оплачивать свое нежелание отрабатывать два года по окончании ВУЗа и год по окончании ПТУ и техникумов.
Так что выхода у студентов, кроме как поступать изначально на платное отделение, у студентов нет. Кстати, по данным «Дела», даже «платники» не возмещают государству всех затрат на свое обучение, вместо средних 1238 выплачивая только 894 доллара.
Валентин Мальцев