В Европе срочные трудовые контракты разрешаются в исключительных случаях
С самой высокой трибуны беларусов заверяют, что контракты – цивилизованная форма трудовых взаимоотношений, по которым живет весь мир. Посему меняться в этом направлении ничего не будет.
Кстати, в том же цивилизованном мире к любым заявлениям сверху относятся довольно осторожно. И всегда проверяют, соответствует ли заявленное истине. Имея доступ к современным технологиям, повторить тот опыт довольно просто и у нас. А проверив, можно убедиться: беларусов с контрактами вводят в заблуждение.
В соседней России
В Трудовом кодексе РФ заложена специальная норма, в которой оговорено, в каких именно случаях возможно заключать с работником срочный трудовой контракт. Согласно статьи 59 такой договор может заключаться по инициативе работодателя лишь в 12 конкретных случаях. Например, если кто-то пришел на место работника, ушедшего в декретный отпуск. Или устроился на сезонные работы. Это допускается с творческими работниками, пенсионерами или совместителями. Во всех остальных вариантах работники имеют право на заключение бессрочного трудового договора.
В Европе
Законодательство Чехии, Словакии, Польши содержит перечень лиц, с которыми вообще нельзя заключать трудовые контракты. К ним относятся школьные учителя (сравните опыт Беларуси), молодые работники, инвалиды, а также иные категории, оговоренные в коллективных договорах работодателей.
Во Франции, Италии, Швеции и ряде других стран запрещены срочные трудовые контракты при выполнении регулярных (обычных, постоянных) работ.
В Швеции, в частности, предприниматели обязаны информировать профсоюзы о каждом отдельном случае заключения трудового договора на определенный срок. Законодательство Скандинавских стран заключение трудовых контрактов вообще отдало на откуп коллективным договорам работодателей.
Закон в Финляндии устанавливает: срочный трудовой контракт, перезаключенный на следующий срок, автоматически переходит в постоянный трудовой договор.
В Германии соблюдение интересов работников при заключении срочных трудовых договоров находится под постоянным контролем производственных Советов, в которых широко представлены профсоюзы.
В Бразилии законодательно определена конкретная доля разрешенных временных трудовых договоров в зависимости от числа работников той или иной компании.
В некоторых странах (например, в Бельгии) право заключать срочный трудовой договор предоставляется нанимателю в исключительных случаях соответствующим органом государственного управления.
Подводим итоги
Из приведенных выше примеров, очевидно, что срочные трудовые контракты в цивилизованном мире являются не повсеместной практикой, а исключительной формой организации труда. Типовой срочный контракт работников европейских стран содержит требование, согласно которому, заключая контракт, работодатель обязан указать, по какой причине он является срочным.
Причем, и срочник, и бессрочник там имеют одинаковые права. Если срок трудового контракта истекает, работодатель не имеет права уволить работника без обоснования того, почему контракт не продлевается. То есть, в отличие от Беларуси, в Европе существуют реальные механизмы защиты людей от произвола работодателя для любого типа контракта.
Наши же чиновники предпочитают умалчивать, что практически во всех Европейских странах, а также странах СНГ срочные контракты применяются в исключительных случаях.
В эту ловушку и попали доверчивые белорусские граждане, которые привыкли, скорее, доверять, чем проверять то, что им спускается сверху.