Был в деревне филиал Национального художественного музея
И вот его закрывают. Закрыты также гмина и кинотеатр. Разрушен ряд уникальных старинных зданий. Рушится мельница. В Гольшанах остнется лишь магазин?
Ничего не понимаю: Гольшаны в нынешнем культурном варианте выдержали все периоды развитого соцыиализма, перестройки, прилукашенковской нищеты деревни. А тут, когда страна по официальной версии богатеет с каждым годом, – не хватает денег на поддержку ее прежнего культурного уровня! Более того, все должно быть наоборот после того, как Гольшаны получили статус агрогородка. И все, что здесь удалось сохранить, должно развиваться и множиться.
На деле же наоборот: все закрывается, вся инфраструктура агрогородка – под замок. У гольшанцев ничего не остается, кроме работы на фермах и полях. Приблизились, что называется, к городу.
В первую очередь прикрывают филиал Национального художественного музея. Учреждение, которое возносит и ставит это поселение в ряд самых культурных деревень во всем мире. То, чем должна была гордиться Беларусь. Странно, гордость уничтожается, и Гольшаны опускают до самой обыкновенной глухой деревушки, в которой магазин является основным носителем культурного воспитания и достопримечательностью.
Как сказали сотрудники музея, весть о закрытии облетела всю республику, поэтому туристы заранее заказывают экскурсии, чтобы успеть прикоснуться к творчеству и искусству. Бывают дни, когда на улицах Гольшан паркуется по 10-15 автобусов изо всех уголков Беларуси и близкого зарубежья. Ежегодно музей посещало около 13 тысяч туристов.
Наступят черные дни и для местных художников, потому что они лишаются единственного выставочного зала, где могли бы показывать свои работы. Вот и сейчас там демонстрируются полотна ошмянских художников Степана Авсюкевича и Марьяна Козаря.
А между тем наступление на гольшанскую культуру продолжается и продолжится. Закрыты гмина и кинотеатр, здания пугают своей безжизненностью, как и мертвые окна бывшего сельпо. Разрушен угловой двухэтажный дом – историческое наследие ремесленников. Жители деревни с ужасом ожидают закрытия больницы, потому что такие слухи уже ходят. Вот-вот рухнет мельница, тоже один из памятников культурного наследия. Что останется? Да, в принципе, ничего, кроме дешевого вина в магазине. Но это наследие не прошлого – это культурное воспитание нынешней Беларуси.
Итак, 15 ноября 2008 года будет последним днем работы музея, который к тому же своим существованием сохранял и монастырь францисканцев. Отсутствие ремонта и реконструкции ускорили его разрушение, и сегодня это – одна из причин закрытия музея. Монастырь построен в 1816 году и является, практически, ровесником Гольшанского замка, построенного восемью годами раньше. История его закончилась, денег на реставрацию нет, пустота ускорит смерть. Останутся призраки, как и в замке.
Так вы знаете, как в народе уже названы агрогородки? Негрогородки. Народ прав всегда…