Езди Лукашенко на велосипеде, меньше было бы кладбищ…
В велостолице мира – немецком Мюнстера 700 тысяч «двухколесных» на 270 тысяч народу. Будь столько у нас – не хватило бы земли для могилок: и без того за год убили и искалечили сотню велолюбителей Брестчины. В чем дело?
Кто и что мерил
Брестчанка Инга Абрамова получила возможность постажироваться в Европе. На днях сделала полезное для Родины наблюдение.
– На одной из самых загруженных улиц Мюнстера мной за 10 минут зафиксировано около 250 авто, – пишет она. – В каждом втором были заняты три места, около 50 везли одинокого водителя, 30 авто перевозили двоих. Меньше всех – около 20 – ехали с полным комплектом.
А вот статистика по Бресту:
20 марта за десять минут на оживленном перекрестке Проспекта Республики с Московской проследовало около 500 автомобилей. В 40 из них были заняты все места, немного больше везли только водителя. Больше всего автомобилей было с водителем и одним пассажиром – около половины. Примерно каждый четвертый автомобиль вёз трех человек. Оставшиеся везли одно пустое место.
Что следует из этого? Более 60 процентов автомобилей ПЕРЕВОЗИЛИ ВОЗДУХ С ПРИМЕСЬЮ одного-двух человек.
Между тем Инга Абрамова подсчитала еще кое-что:
– Я постояла еще 10 минут на «Променаде» – специальной кольцевой дороге для велосипедистов длиной в 4,8 км вокруг центра. По ней в любую точку города можно выехать быстрее, чем на авто или на общественном транспорте. Пока там была, насчитала около 130 велосипедистов в возрасте от 3 лет до глубокой пенсии. 80 процентов ехали одни, другие везли кого-нибудь. Человек десять мчали с собой двоих детей, на специальных креслах или просто на раме. Или даже в велоприцепах.
Велосипед как зелёная мечта богатой Европы
Германия переживает велосипедный бум. Как свидетельствует журнал «Deutschland», в прошлом году немцы приобрели 4,5 миллиона велосипедов. Экономия денег, приятная езда мимо автомобильных пробок, бесплатный фитнес – вот козыри педального транспорта, пишет журнал.
Продано также 100 000 складных велосипедов с электрическим приводом (рост в два раза).
Фирма Google-Deutschland в Гамбурге купила всем своим сотрудникам классные велосипеды, за что получила Национальную велосипедную премию.
Как следует из информации «Deutschland», у этой темы есть и отчетливая политическая составляющая. Сторонники зеленой идеи в ее радикальном выражении могут приобрести вело ручной работы с деревянной рамой.
Всего в Германии теперь 68 миллионов велосипедов – в 80 процентах семей как минимум один велосипед.
Велосипедной столицей Европы является немецкий Мюнстер. При количестве жителей 270 000 здесь 700 000 велосипедов. Наш очень специальный корреспондент предоставила еще несколько фото из равновеликого белорусскому Бресту немецкого города.
В настоящей столице другого немецкоязычного европейского государства, двухмиллионной Вене, можно за 1 евро, как тележку около супермаркета, взять напрокат велосипед и ехать хоть на другой конец города. Это бизнес-проект венской мэрии не только на пользу её жителей, но и гостей.
В Лондоне средняя скорость автомобиля по городу составляет 12 километров в час. Столько, сколько сто лет назад, вот только автомобиль тогда просто не мог двигаться быстрее. Поэтому велосипед там становится грозным его конкурентом.
Конец мечты?
Политически окрашенная тяга белорусского режима к Китаю, на мой взгляд, имела до недавнего времени хотя бы ту положительную составляющую, что в Китае распространен велосипед. Но, увы, буквально вчера увидел на авторынке китайские авто нескольких марок, продаваемые государственной фирмой.
Очевидно, китайское правительство поддерживает своего производителя за свои же деньги (к примеру, недавно выданный СВОТ-кредит (взаимный обмен валютами) в 3 миллиарда в пересчете на доллары , увязанный с обязательством покупать китайские товары.
Но хватит про грех этот, про автомобиль.Все же нашлось и иное. И это тут же, в Бресте. По дороге к белорусско-польской меже притаился в складках местности за дотом времен второй мировой войны велозавод «Евробайк».
Осторожный владелец отказался сообщить количество производимых велосипедов, сказал только, что большинство продукции уходит пока на экспорт. Тем не менее была и нотка оптимизма. Будто бы заводом с городскими властями Минска заключена договоренность о строительстве 23 километров велодорожек. Чтобы стимулировать интерес к хорошим велосипедам. И в Бресте ведутся такие переговоры, сообщил мой собеседник.
Насчет Бреста мне можно не заливать. Центр города фактически реконструирован, и это без учета интересов велосипедистов. Одна велодорожка, зато, правда, идеальная, на задворках, в прогулочном районе Гребного канала построена длиной 2,5 километра. А так дороги все в колдобинах, «колеях» так называемых. Однажды, спасаясь из-под колес подрезавшего попутного транспорта, когда обочина пошла на скорости страшными горбами, вынужден был завалиться на обочину.
В областном ГАИ мне дали такую статистику: за прошлый год в Брестской области погибло 20 велосипедистов, 75 получили травмы. Если бы было так, как в Бресте около Гребного канала, – то этой печальной статистики вообще не появилось бы. Есть, скажем, километров 20 местами весьма неплохой велодорожки вдоль трассы Брест – Кобрин. Но больше не делают.
Назад к автомобилю
С автомобилями же такая картина.
Согласно статистике областной ГАИ, каждый седьмой автомобиль старше 20 лет. Основной масив частного автопарка старше 10 лет. Между тем после 10 лет индивидуалы на Западе предпочитают от авто избавляться: начинается полоса ремонтов, и выходит себе дороже. А в Германии теперь в разгаре программа Федерального правительства «Премия за утилизацию»: бюргерам будет роздано 600 тысяч раз по две с половиной тысячи евро премиальных за утилизацию старого авто при условии покупки нового. Минимальный «шротт»-возраст авто – 9 лет… .
Редактор одной неплохой относительно местной газеты, послушав мои соображения, сказал:
– Насколько все было бы проще, будь у президента другое хобби.
Немедленно вынес это в заголовок наших с Ингой Абрамовой журналистских стараний.