Жители прежде богатого города стремительно нищают
Количество объявлений в рубрике «Ищу работу» солигорской прессы растет в геометрической прогрессии. Люди согласны уже и на разовый заработок.
Почти сразу после Нового года градообразующее предприятие РУП «ПО «Беларуськалий» начало работать в непривычном для жителей режиме. Отгрузок нет, крупные договора не заключены, склады забиты. Останавливаются поочередно по два рудника, работники гуляют на две трети.
Шахтеры одни из первых почувствовали денежный дискомфорт. Как-никак, а теряется весомая часть заработка, да еще и надбавки сняли. У многих кредиты, которые гасить нужно.
Трудягам других солигорских предприятий тоже особо радоваться не приходится. Зарплаты урезали, время их выплат зависит от «Беларуськалия», точнее от того, как быстро он переведет деньги за выполненную работу своим подрядчикам.
– У нас пока особых задержек не было, – рассказывает Алексей, работник ОАО СМУ «Промтехмонтаж». – Но денег стали платить поменьше. По предприятию ходит слух, что все зависит от Белкалия. Тем, кому сейчас в отпуск, материальную помощь не выплатили. Обещают перевести в мае. Может, изменится что-то?
Совсем худо работником мелких частных строительно-монтажных предприятий, судьба которых фактически зависела от калийного гиганта. Если договор с фирмой продлят – работа будет. Нет – сокращение. Так оно и случилось. Сотрудничество осталось только с крупными предприятиями, остальные не у дел. Работяг – на улицу.
– «Белкалий» не продлил с нами контракт, – рассказывает Николай, бывший работник ОДО «Ремстройстандарт». – Работы нет. Около двух месяцев сидел в ожидании: а вдруг? Потом плюнул и уволился, решил искать. Семью то кормить нужно, да и дочка в Минске на платном учится. Но почти везде один ответ: «Нам бы своих занять чем-нибудь, куда еще набирать? » Вот так и мыкаюсь, уже и на разовый заработок согласен, хоть что-то.
Но для многих кризис стал толчком к развитию. Кто-то ездит в Хмельницкий за товаром – дома перепродает по знакомым, ставя цену меньше, чем магазины. Кто-то, закончив курсы парикмахера или мастера по наращиванию ногтей, пытается заработать копейку неофициально. Все они – обычные женщины, и молодые, и в возрасте, которые просто не могут сидеть сложа руки и ждать с моря погоды.
– Уже третий месяц мотаюсь на Украину за товаром, – рассказывает 45-летняя Елена. – Сама работаю медсестрой в Солигорской больнице. Зарплаты маленькие, да и те урезали. У мужа тоже заработок упал. Дети растут, жировка тоже. Решила попробовать. Первое время тяжело было: после ночной смены – поездка, опять ночь без сна. Продаю в основном по знакомым, те своих знакомых приводят. Им это удобно. Всегда можно попросить в долг на недельку-полторы. Я не против, за товаром езжу все равно раз в две недели, деньги отдают до очередной поездки. Всякие ситуации бывают. Помню, подруга привела дочь, у той вся обувь расклеилась, как снег сходить стал. Ходить не в чем, в магазине не купить – зарплата через пять дней. Да и дешевле вот так покупать. Тысяч на 40-50 с той же пары обуви сэкономить можно. И людям хорошо, и мне дополнительный заработок.
– А я, еще когда работала, закончила платные курсы по наращиванию ногтей, – рассказывает 23-летняя Алина. – Сразу ногти только родным делала, подругам. Конечно, брала дешевле, чем в салонах. Когда работу потеряла – думала, не вытянем мы с мужем. Живем на съемной квартире, сынишке трехлетнему нужно много. А как оказалось, я на этих ногтях те же 500 тысяч в месяц могу заработать, не выходя из квартиры. Клиентура-то наработалась. Сразу хотела стать на биржу. Но как посмотрела их список вакансий – ужаснулась. Да, они есть – где-нибудь в Богом забытой деревушке за смешные деньги. Я уж лучше так.
Прежде один из самых богатых городов Беларуси, Солигорск затягивает потуже пояса на своих жителях. Хотя, ходят слухи, что в мае «Беларуськалий» должен подписать какой-то крупный договор, и ситуация станет улучшаться.
Да и президент обещал приехать, 5 РУ официально открывать. Зачем, если отгрузок нет? Может, слухи не беспочвенны?