Уродливая распродажа морально устаревших товаров: как Беларусь «копирует» европейский опыт
Брестские чиновники объявили месяц якобы скидок – в надежде хоть как-то разгрузить затоваренные под крыши склады. Правда, настоящего обвала цен никто не заметил. На что тогда рассчитывают?
В среднем цена на товары уменьшилась только на 10 процентов. И с такой вот наживкой предлагается жителям Брестчины «налетать – подешевело!»
Подчеркиваю – Брестчины! Региона, жители которого в массе своей не единожды бывали как минимум в Польше на этих самых распродажах, где цена на прекрасный товар снижается в разы! А здесь – на копейки… «Глупо!» – возмущаются люди.
Например, «Барановичская швейная фабрика «Баравчанка» планирует продать коллекции одежды 2005-2006 (!) годов выпуска с уценкой в 20 процентов, и коллекции 2007 года выпуска – с вдвое меньшей.
На складах швейной фабрики скопилось продукции почти на полтора миллиарда рублей, то есть больше трехмесячного запаса. Останови производство на три месяца – не потеряешь, а сэкономишь…
Не поможет распродажа разгрузить склады и другому участнику месячника – Барановичскому производственному хлопчатобумажному объединению, у которого один из самых больших запасов готовой продукции. Распродавать будут ткани и швейные изделия 2006 года выпуска, которые составляют малую толику от запасов, скопившихся на складах. Большую часть составляет продукция прошлого и текущего года выпуска, но ее распродавать со скидкой предприятию невыгодно. «Зніжка» на продукцию БПХО составит в среднем всего-то 8 процентов. То есть ее и заметить сложно.
«Пинскдрев», Ружанская мебельная фабрика и РУЛП «Телеханы» снизили цены на 10-25 процентов.
– А больше уценить продукцию мы не можем, это для предприятия нерентабельно, – жалуются производители. То есть весть о распродаже они явно восприняли не так, как чиновничество. Производителям не хочется продавать без рентабельности даже страшненькие свитера моды 1990-х и сиротские наволочки, а уж тем более они морально не готовы скидывать цену продукцию ниже себестоимости.
Так к чему эта акция, которую государственные СМИ окрестили «месячником распродаж»?
А для отчетности. Мол, сделали все, что смогли.
Только вот выводы грустные. И что продукция «так себе» по соотношению цена-качество, и что денег у населения нет, и что нужно всерьез анализировать, зачем производиться такое количество невостребованных товаров.
А вот о последнем думать страшно – ведь такие мысли выливаются в неполные рабочие недели, безработицу и дальнейшее падение доходов населения.