Денег не дали, но дружить обещали
Взаимоотношения Москвы и Минска при видимой простоте и традиционности, если их копнуть чуть глубже, превращаются в настоящий детектив с элементами фильмов-ужасов и сериалов звездных войн.
Понять, кто тут за светлые силы играет, а кто за темные, никак не возможно. Вот и в этот раз, белорусский Президент с российским Премьером мирно беседовали под объективами видеокамер, уверяя друг друга и телезрителей в неизменном расположении и желании свернуть горы в деле строительства Союзного государства. Настоящий же разговор произошел за закрытыми дверями и мы можем только гадать, что там было.
Правда, опытные физиономисты не заметили на лице белорусского лидера особой радости, когда он входил вместе с Путиным в зал заседания союзного Совмина, лицо же последнего всегда беспристрастно, сказывается школа внешний разведки и та истина, что бывших чекистов не бывает. Только вот и в компании российских и белорусских чиновников высших рангов, при председательстве Путина, хоть там и было сказано немало умных и грамотных слов, а также подведены итоги и намечены планы, но главное проходило в «курилке» или , если хотите, в кулуарах союзного Совмина.
Похоже, что Владимир Путин являлся руководителем российской делегации по должности, а неформальным лидером журналисты и аналитики признали Алексея Кудрина, который сказал то, о чем все знали, но вслух произнести не решались. Не стану цитировать российского министра, но весь сыр-бор разгорелся после того, как российская сторона предложила выдать очередной и последний транш стабилизационного кредита размером 500 миллионов долларов в российской валюте.
Аргументы были такими: Беларусь все равно просит в долг 9 млрд. дол. на строительство белорусской АЭС, а также еще один кредит на 100 млрд. уже российских рублей. Значит, российские деньги Минску нужны? Но белорусская сторона настаивает на долларовом кредите, а не рублевом. Вот тогда и вылетело из уст министра Кудрина слово правды.
Отказ Минска от российских денег Алексей Кудрин объяснил предвзятым отношением союзников к российскому рублю. Министр напомнил, что в 2009 году Беларусь уже обращалась к России за дополнительным кредитом и тогда речь шла именно о рублях – 100 млрд для поддержки взаимной торговли. Министр финансов РФ считает, что использование российского рубля во взаимных расчетах уже достигло определенного масштаба и «предприятиям выгодно увеличение доли рубля с точки зрения операционных затрат».
Вице-премьер российского правительства проинформировал, что и президент РФ Дмитрий Медведев поддержал идею выдать Беларуси кредит в размере $500 млн «в российских рублях, если российские рубли так нужны во взаимных расчетах». Перл же кудринской речи в том. как он оценил белорусскую экономику в целом и действия правительства в частности: «Эти $500 млн теперь будут выданы только в том случае, если Россия «убедится в адекватном поведении белорусского правительства по стабилизации ситуации в экономике страны. Сейчас российское правительство оценивает шаги, предпринимаемые Беларусью в этом направлении, «как недостаточные» — прежде всего из-за «массовой эмиссии белорусского рубля».
После таких заявлений в банковском секторе экономики страны может случиться, что угодно. Например, простые вкладчики, поверив российскому финансисту, бросятся переводить свои белорусско-рублевые счета в долларовые. И если учесть, что твердой валюты в банках катастрофически не хватает, то коллапс финансовой системы РБ очень даже возможен.
Хотите узнать как отреагировал на это официальный Минск? Молчанием, удовлетворившись общим заверением Путина на итоговой пресс-конференции, что якобы Россия всегда подставит плечо братской Беларуси, а Кудрин-де известный либерал и пугал народ понарошку. Однако, то что стрела попала не в бровь, а в глаз, говорит хотя бы то, что в сегодняшней главной белорусской газете появилась статья:
«…Только наивным комментаторам–журналистам показались очень важными высказывания, которые почему–то сделал в «кулуарах» министр финансов России Алексей Кудрин. Пока Президент и российский премьер–министр решали серьезные вопросы, г–н Кудрин решил на досуге повеселить почтенную публику. Насупившись, как загадочный боксер Валуев перед боем, министр Кудрин стал стращать кулуары какими–то особыми трудностями в вопросе российского кредита, хотя такой вопрос в повестке заседания Совета министров вовсе не значился. Затем, не замеченный ранее в риторике, министр до отказа нажал педаль газа и проникновенно заговорил, что «Минск ожидают очень трудные времена». Весьма оригинальная мысль, как будто у всех, в том числе у России, впереди не углубление кризиса, а беспечные каникулы… Потом вполне обывательски покритиковал минскую экономическую политику. Почему по–обывательски? Да потому, что вроде серьезный человек, а не привел ни одного факта, да и вообще, зачем попусту сотрясать воздух и не к месту демонстрировать свою «компетентность»? Или г–н Кудрин забыл, что в Думе чуть ли не каждый день требуют его отставки? Потому, что связывают именно его, Кудрина, деятельность с крупными просчетами российской финансовой системы? Врач, исцелись сам? Иногда казалось, что перед журналистами не министр финансов, а веселый конферансье. Ни с того ни с сего Кудрин заговорил о том, что в Беларуси еще не принято решение о строительстве АЭС. Ну и что? Открыл, как говорится, Америку… »
Ну, что тут еще объяснять? Кто не знает, что белорусский технологический парк устарел, а износ оборудования достигает иногда восьмидесяти и более процентов, что знаменитый белорусский рост ВВП, когда во всех странах мира валовой продукт падает из-за кризиса, скорее всего, грамотно построенная система подсчета. Ну не может так быть, что склады забиты нереализованной продукцией, а ВВП растет! Во всех развитых странах только проданная продукция и оплаченные услуги составляют базу подсчета ВВП. А как он проводится у нас? Так что прав Кудрин, экономика не пресса, ею манипулировать сложно. А российский кредит, скорее всего, вскоре в Нацбанк поступит, вот только поможет ли это нашей экономике?