Как организован санаторный отдых для инвалидов
В развитых странах Запада разработаны широкие программы адаптации инвалидов к полноценной социальной жизни. Что представляет собой практика подобного типа в Беларуси, рассказал инвалид 2-ой группы по зрению.
По словам пожилого человека, пожелавшего “скрыться” за инициалами А.И., в Беларуси существуют четыре санатория для инвалидов, один из них находится в 30 километрах от Молодечно на берегу реки Вилии.
Чтобы не терять ни одного из дней, предназначенных для пребывания в санатории, наш герой решил приехать в санаторий накануне вечером. Прибыв в 21.00 в Молодечно, он ожидал, что сможет к 12 ночи добраться до санатория. Но не тут–то было. Санаторий предохранен от визитов поздних гостей автобусными рейсами. Как выяснилось, добраться до санатория можно лишь два раза в день рейсами на 11.30 и 19.00. Можно, конечно, еще и на такси. Но привыкший с детства к строжайшей экономии, а также к теперешней жизни соразмерно небольшой пенсии, А.И. провел ночь на вокзале в городе Молодечно. Вместе с ним коротали ночь в кампании милиционера еще пятеро таких отдыхающих. При этом милиционер нес свою службу очень бдительно: не давал задремать даже на пять минут. Видимо, боялся, что воры унесут шесть огромных чемоданов, и у него появится лишняя работа. А.И. попросил сотрудника правоохранительных органов, чтобы тот, вместо того чтобы караулить бодрствование пенсионеров-калек, покараулил шесть чемоданов, пока они поспят. Однако тот на такой компромисс не согласился.
После бессонной ночи решено было позавтракать в санатории. Однако, когда горе-путешественники прибыли к полудню в санаторий, оказалось, что завтрак из-за опоздания им уже не положен. Про еду ничего плохого сказать наш герой не смог, наоборот, был удивлен обилием еды для людей с ограниченными возможностями. Отдыхающие явно не справлялись с таким количеством еды, и она становилась достоянием кухонных работников. Остался А.И. доволен и отношением сотрудников к инвалидам, однако после отдыха выглядел все же расстроенным.
– Дело в том, – объяснил А.И, – что я приехал туда отдохнуть и забыть хотя бы на время, что я – калека. А для этого там не было условий. Почему-то считается, что если ты инвалид, то прими процедуру и лежи в постели. Не оборудованы ни волейбольная площадка, ни теннисный корт. Что, инвалид не должен играть в теннис? На реке можно было бы порыбачить, но там совсем нет сходов, а берега позарастали. Отсутствует хороший пляж. Для отдыхающих оборудована лишь узкая полоска возле небольшого искусственного озера, которое затянуло тиной. Чтобы в нем поплавать, пришлось вместе с физкультурным руководителем хорошо потрудиться.
Однако забота о пациентах в санатории проявлялась иногда достаточно странным образом. Так, например, нашему герою не понравились очень узкие кровати: на них трудно отдохнуть даже здоровому человеку. Телевизор и настольная лампа расположены совместно у единственной розетки, поэтому приходилось “крутиться ужом” на кровати, если хотелось выключить телевизор и заняться чтением.
В распорядке дня подъем был обозначен в 7.00, а в 7.30 значилась гимнастика, причем в корпусе санатория. Погода прекрасная, озеро, кругом лес, почему бы не позаниматься физическими упражнениями на свежем воздухе? Но центральная дверь открывалась лишь с приходом завхоза после 8.00. До этого времени можно было выйти на улицу лишь через узкую дверь на углу здания. Если учесть, что большинство отдыхающих – инвалиды-колясочники, становится понятно, что на утреннюю прогулку выехать они не могли.
– И плохо то, что все отдыхающие – люди с сильно ограниченными возможностями, – продолжает А.И. – Словно нас заперли в какое-то гетто. Насмотришься на сплошные страдания – и сам больным себя чувствуешь. Психологически очень трудно находиться с одними больными. Играл в настольный теннис с больным, у которого не сгибаются ноги. Бегал за шариками в обе стороны. Вообще, мой партнер играл нормально, но шарики все равно часто падали. Можно было бы продумать какие-либо заграждения, чтобы не летели так далеко. А так… После такой игры пришлось лечить сердце.