Главная » RU, Брестская, Экономика

В Бресте на месте пункта перевалки урановой руды строят развлекательный центр

14 октября 2011 5 комментариев

Стройка разворачивается в непосредственной близости от общественно-культурного ядра города – неподалёку площадь отгадайте кого с памятником отгадайте кому и зданиями администрации города и области, а еще ближе ЦУМ и гостиница “Интурист”.

Тут будет комплекс с элементами торговли, и, как утверждают ответственные работники, совсем без радиации. Фото: Белорусские региональные новости

Необходимая предыстория

Точка в конце теперешнего проспекта Машерова имела в бесстрашном, если говорить о радиации, Советском Союзе литеру “объект 802”. На литерном объекте из вагонов узкой, европейской колеи отработанная урановая руда с АЭС “братских стран соцлагеря” силами солдат и офицеров перелопачивалась в ширококолейные советские вагоны. Здесь и на еще одной перевалке, пункте “Западный” в пригороде Лысая гора, после 1945 года работали 10 тысяч военных и 25 тысяч пленных немцев (перегружали в том числе и урановую руду).

Однажды японцы по дороге в Брестскую крепость, до которой отсюда 500 метров, вдруг попросили остановиться, а потом, посовещавшись, потребовали развернуть кортеж в обратную сторону. Оказалось, у них зашкалили дозиметры. Тогда здесь фонило выше порога до 80 раз! Но к 2004 году 23 тысячи кубометров грунта переместили отсюда в пункт хранения отходов дезактивации (ПХОД) около деревни Струга Малоритского района. Запомним название этой деревеньки, чтобы вернуться к ней через несколько абзацев.

Что будет?

Светлое будущее выглядит именно так

Новый торгово-развлекательный центр, возводимый ООО “Асстор-Вест”, будет четырёхэтажным (фото2), общей площадью 24 тысячи квадратных метров. На первом этаже разместится супермаркет (скромных 1 300 м2), выше будут два ресторана, бильярдная и боулинг, а под землей будет паркинг на 500 автомобилей.

“Радиации здесь никакой нет”, – цитирую интервью главного санитарного врача Бреста Геннадия Радченко газете “Вечерний Брест”. Он говорит о десятках точек замеров и двойном контроле его и специализированной военной службы. “Ниже естественного фона, ниже, чем кое-где в городе.”

Амбиции – это от слова “амба”?

Геннадий Иванович, через секретаря, согласился ответить и на мой“только один вопрос журналиста”. Согласился, как оказалось потом, скорее из любопытства: а кто ж это пришёл? – и потому, что подчиненные дружно сослались на него. В ответ на мое: а всё ли в порядке на месте бывшего объекта 802? Геннадий Радченко… обвинил меня в незнании темы. Не слежу, мол.

Слежу, Геннадий Иванович, слежу. И плавно перехожу к Струге. Ваш предшественник, бывший главным санитарным врачом в начале двух тысячных годов, т.е. ДО перемещения грунта, Вячеслав Ракоть, настаивал на выемке грунта, и правильно делал. Он высказал мнение, что радиация на объекте 802 могла уйти вглубь до полутора метров. Я всего-то и хотел, чтобы найти где-нибудь, у кого-нибудь успокаивающую людей информацию: да, именно на полтора, а еще лучше на два метра его и убрали. Но и визуально площадка строительства не лежит глубже метра, и грубый подсчёт показывает: вся огороженная площадь равна примерно 30 000 (тридцати тысячам) квадратных метров. Это больше сообщенного объема выемки. Значит, больше, чем на метр, не заглублялись.

Во-вторых, по сообщению депутата на то время Малоритского районного Совета Владимира Малея, радиоактивный могильник под Стругой сооружен с грубейшим нарушением технологии: под него ради экономии средств не подстелили должное количество глины и совсем не подстелили толстой полиэтиленовой пленки.

Это я к чему? Вранье в одном вызывает недоверие в другом. Могут ли быть профессионалами люди, которых система заставляет врать? Ведь фактически Г.И. Радченко дал мне понять: читай официальные газеты, мы там выс… высказались уже. А я устами профессора Преображенского, слегка перефразировав, спрашиваю: разве можно без ущерба читать “официальные” газеты? А от себя добавляю: каждый честный журналист перепроверять информацию сам. Мой вопрос состоял бы из нескольких подвопросов, и весь диалог занял бы 5 минут.

Вид на новостройку от улицы Коммунистической. Слева труба ТЭЦ, по центру штык-обелиск Мемориала “Брестская крепость”. Фото: Белорусские региональные новости

Отсутствие ответов еще более наводит на мысли

И они, по-моему, конструктивные. Вот две из них:

При Союзе что, так хорошо было, что ветры не дули? Пыль не разносили? Какова сегодня радиационная в окрестностях строящихся торгово-развлекательного центра, трёх 15-этажных жилых домов, двух Дворцов правосудия и прочая, и прочая, и прочая?

Название “Струга”, вероятно, произошло от слова “струг”. Это лодка такая, которую при необходимости можно перемещать волоком. Около Струги один ручей (раньше он наверняка был рекой) течет на восток, в сторону Украины, в каком-то километре от него собирает влагу другая водная система, которая сбрасывает воды в диаметрально противоположном направлении, в Западный Буг. Далее простирается Польша. А не прислушаться ли к пусть нелюбимым, но полезным неофициальным СМИ и смоделировать последствия очень возможной, при отсутствии под урановой рудой могильника плёнки, утечки радиации в не только белорусские водоносные горизонты?

Источник: Белорусские региональные новости

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

5 комментариев »